Положение



Номинант конкурса

Положение



Тропинка к Абрамову

Областной творческий конкурс, посвящённый 100-летию со дня рождения Ф.А. Абрамова

Положение

Организатор конкурса:

Архангельская областная детская библиотека имени А.П. Гайдара при поддержке Министерства культуры Архангельской области.

Цель: приобщение детей и подростков к творческому осмыслению литературного наследия Фёдора Александровича Абрамова.

Сроки проведения

Работы принимаются с 13 января по 24 апреля 2020 года. Подведение итогов конкурса состоится   в мае 2020 года в Архангельской областной детской библиотеке имени А.П. Гайдара.

Условия проведения

1. В конкурсе принимают участие учащиеся 3–11 классов и библиотекари детских, муниципальных и школьных библиотек Архангельской области.

2. Участники-дети могут принять участие в одной или нескольких номинациях в своей возрастной группе.

3. На каждую работу участники-дети заполняют анкету-заявку (Приложение 1).

4. Участникам-библиотекарям необходимо заполнить анкету (Приложение 2).

Задания для учащихся 3–5 классов

Номинация «Рукописная книга»

Участники представляют на суд жюри рукописную книгу, созданную по одной миниатюре из сборника Фёдора Абрамова «Трава-мурава» (Приложение 3). Уважаемые руководители, некоторые из произведений сборника «Трава-мурава» трудны для восприятия читателями 9–11 лет, поэтому убедительно просим вас рекомендовать детям только миниатюры из предложенного нами списка.

Требования:

1. Принимаются индивидуальные и коллективные работы (не более 5 участников).

2. Текст в книге должен быть написан от руки.

3. На обороте титульного листа книги необходимо указать автора/авторов работы (только фамилию и имя, остальная персональная информация указывается в заявке).

4. Книга может быть проиллюстрирована и оформлена автором/авторами творческой работы в любой технике (рисунок, аппликация, вышивка, скрапбукинг и т.д.).

5. Объём книги не должен превышать 10 страниц.

Критерии оценки: качество оформления; оригинальность и творческий подход.

Номинация «Выразительное чтение»

Участники записывают видео выразительного чтения одного рассказа (фрагмента рассказа) Ф.А. Абрамова. Уважаемые руководители, просим помочь ребёнку с выбором произведения для чтения! Можно ориентироваться на список миниатюр и рассказов в Приложении 4.

Требования:

1. Принимаются только индивидуальные работы.

2. Конкурсные работы должны быть представлены в форматах: Microsoft avi (с использованием кодеков MPEG-4, DivX), swf, gif, mpg, mpeg, vob.

3. Продолжительность – не более трёх минут.

4. В начале видеозаписи должны быть указаны название произведения, фамилия и имя чтеца.

5. Конкурсные работы могут быть присланы по почте (на СD- или DVD-диске) или сохранены на любом файлообменном хостинге. В последнем случае автор работы должен прислать ссылку для скачивания на адрес электронной почты metod@aodb.ru (вместе с заполненной анкетой-заявкой).

Критерии оценки: техника речи; артистизм.

Задания для учащихся 6–7 классов

Номинация «Литературная»

Прочитайте рассказы Фёдора Абрамова из сборника «Трава-мурава»: «Слуга народа», «Родничок». Выполните задания, дайте развёрнутые ответы на вопросы по произведениям.

1. Вопросы по рассказу «Слуга народа»

  • Как относились к Петру Васильевичу жители деревни? Как вы это определили?

  • Почему селяне нечасто ходили в сельскую лавку? Как Пётр Васильевич устраивал для своих покупателей праздник?
  • Слугой народа обычно называют представителей власти, в наши дни часто в ироническом смысле. Если отбросить иронию и взять выражение в первоначальном значении, достоин ли «звания» слуга народа Пётр Васильевич?

2. Вопросы по рассказу «Родничок»

  • Чем удивил слушателей Вася Назымов?

  • С помощью каких языковых средств описано пение героя?
  • Почему Вася отказался петь в известных народных коллективах?
  • Как вы понимаете смысл заглавия произведения?

3. Что объединяет рассказы «Слуга народа» и «Родничок»? Живут ли в наши дни на Севере такие люди, как Пётр Васильевич и Вася Назымов?

4. Расскажите о событиях, описанных в одном из рассказов (на выбор), от лица главного героя.

Требования

1. Принимаются только индивидуальные работы.

2. Титульный лист: выбранная номинация; название работы; фамилия, имя участника.

3. Оформление текста: 14 кегль, интервал 1,5, выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, поля 2 см со всех сторон, текстовый редактор Word 98-2010, ориентация страницы — книжная, абзац — 1,25.

4. Объём работы – до трёх страниц.

Критерии оценки: глубина понимания идейного содержания произведения; самостоятельность; умение связно излагать мысли; грамотность речи.

Номинация «Выразительное чтение»

Участники записывают видео выразительного чтения одного произведения (фрагмента произведения) Ф.А. Абрамова.

Требования:

1. Принимаются только индивидуальные работы.

2. Конкурсные работы должны быть представлены в форматах: Microsoft avi (с использованием кодеков MPEG-4, DivX), swf, gif, mpg, mpeg, vob.

3. В начале видеозаписи должны быть указаны название произведения, фамилия и имя чтеца.

4. Продолжительность – не более трёх минут.

5. Конкурсные работы могут быть присланы по почте (на СD- или DVD-диске) или сохранены на любом файлообменном хостинге. В последнем случае автор работы должен прислать ссылку для скачивания на адрес электронной почты metod@aodb.ru (вместе с заполненной анкетой-заявкой).

Критерии оценки: техника речи; артистизм.

Номинация «Буктрейлер»

Участники создают буктрейлер (рекламный видеоролик) по одному из рассказов (повестей) Федора Абрамова.

Требования:

1. Принимаются индивидуальные и коллективные работы.

2. Фильм предоставляется в одном из форматов: Microsoft avi (с использованием кодеков MPEG-4, DivX), swf, gif, mpg, mpeg, vob.

3. Продолжительность видеоролика – не более 3 минут.

4. На титульном слайде указывается автор и заглавие произведения, которому посвящён буктрейлер, а также название конкурса, номинация.

5. В титрах указывается информация об авторе фильма: фамилия, имя (наименование учебного заведения, класс не указываются).

6. Соблюдение авторских прав. В случае использования фрагментов художественных и документальных фильмов, фото- и аудиоматериалов — обязательно указываются выходные данные (название, автор, киностудия, год создания…) и, если материал скопирован с интернет-ресурса, даётся ссылка на этот ресурс. Выходные данные и ссылки можно разместить как на соответствующих кадрах, так и в титрах.

7. Конкурсные работы могут быть присланы по почте (на СD- или DVD-диске) или сохранены на любом файлообменном хостинге. В последнем случае автор работы должен прислать ссылку для скачивания на адрес электронной почты metod@aodb.ru (вместе с заполненной анкетой-заявкой).

Критерии оценки: качество сценария, наличие концепции, идеи; технический уровень фильма (съёмка, монтаж, звук); сила промо-воздействия (рекламного воздействия на потенциальную аудиторию); оригинальность, творческий подход.

Задания для учащихся 8–11 классов

Номинация «Литературная»

Прочитайте миниатюры Фёдора Абрамова из сборника «Трава-мурава»: «Отрыжка войны», «Воронейко», «Доживая век». Дайте развёрнутые ответы на вопросы по произведениям.

1. Вопросы по рассказу «Отрыжка войны»

  • Для чего герой рассказа толчёт в ступе солому и мох?

  • Какие чувства вызвало у вас произведение?
  • Какое языковое средство использовал автор, давая название миниатюре? Объясните смысл заглавия.

2. Вопросы по рассказу «Воронейко»

  • Дайте краткие определения понятий: «коллективизация», «колхоз», «раскулачить».

  • Как относились в семье к лошади? Как вы это определили?
  • Из-за чего председатель колхоза злился на бывших хозяев Воронейко?
  • Как поступил отец семейства? Оцените его поступок.
  • Поделитесь мыслями и чувствами, которые вызвало у вас это произведение.

3. Вопросы по рассказу «Доживая век»

  • Что значит «неперспективная деревня»? Если значение слова вам неизвестно, воспользуйтесь справочниками или исторической литературой (соответствующими ресурсами сети Интернет).

  • Перекликается ли проблема советских «неперспективных деревень» с современными проблемами удалённых от центра населённых пунктов? Поделитесь своими размышлениями на эту тему.
  • Какие чувства вызывает у вас героиня миниатюры? Почему она спокойно говорит о смерти?

4. Что объединяет миниатюры Фёдора Абрамова «Отрыжка войны», «Воронейко», «Доживая век»?

Требования

1. Принимаются только индивидуальные работы.

2. Титульный лист: выбранная номинация; название работы; фамилия, имя участника.

3. Оформление текста: 14 кегль, интервал 1,5, выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, поля 2 см со всех сторон, текстовый редактор Word 98-2010, ориентация страницы — книжная, абзац — 1,25.

4. Объём работы – до трёх страниц.

Критерии оценки: глубина понимания идейного содержания произведения; самостоятельность; умение связно излагать мысли; грамотность речи.

Номинация «Выразительное чтение»

Участники записывают видео выразительного чтения одного рассказа, публицистического произведения (фрагмента) Ф.А. Абрамова.

Требования:

1. Принимаются только индивидуальные работы.

2.Конкурсные работы должны быть представлены в форматах: Microsoft avi (с использованием кодеков MPEG-4, DivX), swf, gif, mpg, mpeg, vob.

3. В начале видеозаписи должны быть указаны название произведения, фамилия и имя чтеца.

4. Продолжительность – не более трёх минут.

5. Конкурсные работы могут быть присланы по почте (на СD- или DVD-диске) или сохранены на любом файлообменном хостинге. В последнем случае автор работы должен прислать ссылку для скачивания на адрес электронной почты metod@aodb.ru (вместе с заполненной анкетой-заявкой).

Критерии оценки: техника речи; артистизм.

Номинация «Эссе»

Участники представляют на суд жюри эссе. В основе размышления – одно из высказываний Ф.А. Абрамова (на выбор):

  • «Одно из главных назначений писателя – поддерживать в духовной форме свой народ».

  • «Главная и, может быть, единственная моя цель как писателя – увеличить добро на земле».
  • «… до тех пор, пока мы сами, каждый из нас, каждый рядовой человек не поймет, не установит для себя непреложным законом, что все дела – это мои дела и что большой наш дом строится только общими усилиями, …до тех пор мы ничего не изменим… И этой идеи, идеи народной инициативы, активности я придерживаюсь всегда, и если есть такой писатель Абрамов, то его главное кредо: будить, всеми силами будить в человеке Человека».
  • «Обязанность каждого человека – отдать! Научиться отдавать – это самая большая радость. В литературу должны идти только те, кто хочет служить людям. Писатель – личность, он должен звать, вести, дать что-то для души и сердца».

Требования:

1. Принимаются только индивидуальные работы.

2. Оформление текста: 14 кегль, интервал 1,5, выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, поля 2 см со всех сторон, текстовый редактор Word 98-2010, ориентация страницы – книжная, абзац – 1,25.

3. Объем работы – до трёх страниц.

Критерии: соответствие содержания работы заявленной теме; наличие в работе самостоятельных выводов, личной точки зрения; выразительность и эмоциональность.

Задание для библиотекарей

Номинация «В глубь строки»

Участники представляют на суд жюри сценарии занятий по произведениям Фёдора Абрамова, разработанные с использованием методик «Громкое чтение» и «Чтение с остановками».

Требования:

1. На конкурс принимаются индивидуальные и коллективные работы.

2. Работы предоставляются в печатном виде и должны включать следующие пункты: название и форма мероприятия, возраст участников, цель, перечень необходимого оборудования    и оформления, сценарий, список использованных источников, краткий отчёт о проведённом мероприятии.

3. Работы могут быть дополнены следующими приложениями: отзывами участников мероприятия, публикациями в СМИ, двумя-тремя фотографиями с мероприятия.

Критерии оценки: оригинальность сценария; соответствие заявленной форме; глубина понимания и интерпретации художественного произведения (автором сценария); соответствие возрастным особенностям аудитории; цельность, наличие концептуального единства, воспитательная и образовательная ценность мероприятия.

Работы принимаются по адресу: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 41.

Архангельская областная детская библиотека им. А.П. Гайдара

Телефон для справок: 8 (8182) 21–58–75. Яковлева Елена Витальевна, Медведева Светлана Валерьевна

Приложение 1

Анкета-заявка на участие в конкурсе

 

Фамилия и имя участника/участников (полностью)________________________________________

____________________________________________________________________________________

Название образовательного учреждения, класс_______________________________________________________________________________

 

Фамилия, имя, отчество и должность руководителя _____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Контактные данные (адрес, телефон)____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Согласие на обработку персональных данных и публикацию работы на сайте государственного бюджетного учреждения культуры Архангельской области «Архангельская областная детская библиотека имени А.П. Гайдара»_____________________________ (Подпись)

Приложение 2

 

Ф.И.О. участника (полностью)

 

Наименование библиотеки (в соответствии с уставными документами), адрес, телефон

 

Номинация

 

Название работы

 

Домашний адрес и телефон

 

 

Согласие на обработку персональных данных и публикацию работы в сборнике по итогам конкурса_____________________________ (Подпись)


Приложение 3

Список миниатюр из сборника «Трава-мурава» для создания рукописных книг:

«Вкус Победы»,

«Анна Степановна и Анюша»,

«Родничок»,

«Афанасий, соври-ко»,

«Офимьин хлебец»,

«Фотография»,

«От жалости»,

«Щи и каша»,

«Когда любят»,

«Если пожалеть птицу»,

«Как Нина вылечила сына от жестокости»,

«Шама»,

«Бабушка Матрёна».

Приложение 4. 

Список миниатюр и рассказов Ф. Абрамова для учащихся 3-5 классов

Алые олени

Где лето с зимою встречаются

Из рассказов Олёны Даниловна

Стёпка

Есть, есть такое лекарство!

Валенки

Золотые руки

Материнское сердце

Из цикла «Трава-мурава»

Вкус Победы

Зарок блокадницы

Офимьин хлебец

Рацпредложение

Медное колечко

Мухомор

Хлебная корка

Сказка

Расчищенный заулок

Лучшее лекарство

Во крестьянстве выросла

Последняя страда

Завет отца

А не устроить ли лето?

Как Нина вылечила сына от жестокости

Если пожалеть птицу

От жалости

Бобёр-хозяин

Умные лещи

Почему ряб маленький

Сколько на Пинеге сказок

Авагор и Шавагор

Бабушкина вера

Вы на Севере...

Азбука

Первый глухарь

Пята дома

Белые туфельки

Гвоздь поднял

О хлебе

Секрет врачевания

СКАЧАТЬ

 



Назад в раздел