Сценарий



Номинант конкурса

Сценарий



Больней огня…

Чтение с остановками фрагмента повести А.П. Гайдара «Голубая чашка»

 

Возрастной адрес: учащиеся 3–7 классов (необходима коррекция сценария в зависимости от особенностей аудитории).

 

Цель:

размышление о жестокой силе оскорбительных слов, милосердии и прощении через постижение идейного содержания отрывка из повести А.П. Гайдара «Голубая чашка».

 

Методы и приёмы:

стратегия «Чтение с остановками», приём сравнения цитат, детское творчество (рисование, письмо от имени героя).

 

Оформление:

портрет А.П. Гайдара; выставка книг А.П. Гайдара; плакаты или слайды электронной презентации с краткими определениями понятий «ксенофобия», «фашизм»; фотографии с изображением жизни евреев в гетто, концлагерях и т.д. (для тех, кто решит обсудить эту тему с детьми более глубоко).

 

Вызов

Случалось ли вам страдать от несправедливых обвинений в том, чего вы не совершали? И что вы обычно делаете в таких случаях? А герои повести Гайдара «Голубая чашка», когда их так обидели, решили уйти куда глаза глядят. Это были шестилетняя Светлана и её отец. А обиду нанесла Светланина мама Маруся, которая обвинила мужа и дочку в том, что они разбили её любимую голубую чашку. Семья жила на даче, в деревне. Светлана и её папа решили отправиться в путешествие. По пути с ними случилось много всего интересного, а мы с вами сегодня прочитаем отрывок из повести о самом первом приключении путешественников… Читать мы будем с остановками, во время которых вы поделитесь своими впечатлениями и размышлениями.

 

Выбрались мы через огороды на жёлтую от куриной слепоты поляну, сняли сандалии и по тёплой тропинке пошли босиком через луг прямо на мельницу.

Идём мы, идём и вот видим, что от мельницы во весь дух мчится нам навстречу какой-то человек. Пригнулся он, а из-за ракитовых кустов летят ему в спину комья земли. Странно нам это показалось. Что такое? У Светланы глаза зоркие, остановилась она и говорит:

—А я знаю, кто это бежит. Это мальчишка, Санька Карякин, который живёт возле того дома, где чьи-то свиньи в сад на помидорные грядки залезли. Он вчера ещё против нашей дачи на чужой козе верхом катался. Помнишь?

Добежал до нас Санька, остановился, и слёзы ситцевым кульком вытирает. А мы спрашиваем у него:

—Почему это, Санька, ты во весь дух мчался и почему это за тобой из-за кустов комья летели?

Отвернулся Санька и говорит:

—Меня бабка в колхозную лавку за солью послала. А на мельнице сидит пионер Пашка Букамашкин, и он меня драть хочет.

Посмотрела на него Светлана. Вот так дело!

Разве же есть в Советской стране такой закон, чтобы бежал человек в колхозную лавку за солью, никого не трогал, не задирал и вдруг бы его ни с того ни с сего драть стали?

—Идём с нами, Санька,— говорит Светлана.— Не бойся. Нам по дороге, и мы за тебя заступимся.

1 остановка

·         Попробуйте описать настроение этого кусочка текста. Какой характер у человека, который ведёт рассказ?

·         С помощью каких деталей писатель создаёт образ погожего летнего дня? А вам захотелось пройтись босиком по тёплой тропинке?

·         Какие отношения установились между отцом и дочерью? Как вы определили?

·         Кого встретили Светлана и её отец? Какие чувства вызвал у вас Санька?

·         Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Пошли мы втроём сквозь густой ракитник.

—Вот он, Пашка Букамашкин,— сказал Санька и попятился.

Видим мы — стоит мельница. Возле мельницы телега. Под телегой лежит кудластая, вся в репейниках, собачонка и, приоткрыв один глаз, смотрит, как шустрые воробьи клюют рассыпанные по песку зёрна. А на кучке песка сидит без рубахи Пашка Букамашкин и грызёт свежий огурец.

Увидал нас Пашка, но не испугался, а бросил огрызок в собачонку и сказал, ни на кого не глядя:

—Тю!.. Шарик… Тю!.. Вон идёт сюда известный фашист, белогвардеец Санька. Погоди, несчастный фашист! Мы с тобою ещё разделаемся.

Тут Пашка плюнул далеко в песок. Кудластая собачонка зарычала. Испуганные воробьи с шумом взлетели на дерево. А мы со Светланой, услышав такие слова, подошли к Пашке поближе.

—Постой, Пашка,— сказал я.— Может быть, ты ошибся? Какой же это фашист, белогвардеец? Ведь это просто-напросто Санька Карякин, который живёт возле того дома, где чьи-то свиньи в чужой сад на помидорные грядки залезли.

—Всё равно белогвардеец,— упрямо повторил Пашка.— А если не верите, то хотите, я расскажу вам всю его историю?

Тут нам со Светланой очень захотелось узнать всю Санькину историю. Мы сели на брёвна, Пашка напротив. Кудластая собачонка у наших ног, на траву. Только Санька не сел, а, уйдя за телегу, закричал оттуда сердито:

—Ты тогда уже всё рассказывай! И как мне по затылку попало, тоже рассказывай. Думаешь, по затылку не больно? Возьми-ка себе да стукни.

—Есть в Германии город Дрезден,— спокойно сказал Пашка,— и вот из этого города убежал от фашистов один рабочий, еврей. Убежал и приехал к нам. А с ним девчонка приехала, Берта. Сам он теперь на этой мельнице работает, а Берта с нами играет. Только сейчас она в деревню за молоком побежала. Так вот, играем мы позавчера в чижа: я, Берта, этот человек, Санька, и ещё один из посёлка. Берта бьёт палкой в чижа и попадает нечаянно этому самому Саньке по затылку, что ли…

—Прямо по макушке стукнула,— сказал Санька из-за телеги.— У меня голова загудела, а она ещё смеётся.

—Ну вот,— продолжал Пашка,— стукнула она этого Саньку чижом по макушке. Он сначала на неё с кулаками, а потом ничего. Приложил лопух к голове — и опять с нами играет. Только стал он после этого невозможно жулить. Возьмёт нашагнет лишний шаг, да и метит чижом прямо на кон.

—Врёшь, врёшь!— выскочил из-за телеги Санька.— Это твоя собака мордой ткнула, вот он, чиж, и подкатился.

—А ты не с собакой играешь, а с нами. Взял бы да и положил чижа на место. Ну вот. Метнул он чижа, а Берта как хватит палкой, так этот чиж прямо на другой конец поля, в крапиву, перелетел. Нам смешно, а Санька злится. Понятно, бежать ему за чижом в крапиву неохота… Перелез через забор и орёт оттуда: «Дура, жидовка! Чтоб ты в свою Германию обратно провалилась!» А Берта дуру по-русски уже хорошо понимает, а жидовку ещё не понимает никак. Подходит она ко мне и спрашивает: «Это что такое жидовка?» А мне и сказать совестно. Я кричу: «Замолчи, Санька!» А он нарочно всё громче и громче кричит. Я — за ним через забор. Он — в кусты. Так и скрылся. Вернулся я — гляжу: палка валяется на траве, а Берта сидит в углу на брёвнах. Я зову: «Берта!» Она не отвечает. Подошёл я — вижу: на глазах у неё слёзы. Значит, сама догадалась. Поднял я тогда с земли камень, сунул в карман и думаю: «Ну, погоди, проклятый Санька! Это тебе не Германия. С твоим-то фашизмом мы и сами справимся!»

2 остановка

·         Какое время описано в рассказе? Как вы определили?

·         За что Паша хочет «драть» Саньку? Как он его называет? Слово «белогвардеец» для советских мальчишек было очень обидным, так как в недавней гражданской войне победу одержали «красные», а «белые» были поверженными врагами. И «фашист» тоже не менее обидное оскорбительное слово.

·         Знакомо ли вам понятие «ксенофобия»? К каким страшным последствиям может привести ксенофобия?

·         Изменилось ли ваше отношение к Саньке? Почему?

·         Светлана и её папа собирались помочь Саньке. Как думаете, станут ли они это делать, узнав о поступке мальчика?

Примечание. При обсуждении этого отрывка уместен разговор об игре в чижа. Библиотекарь может сам объяснить основные правила этой популярной некогда детской забавы, может попросить кого-либо из ребят подготовить небольшой доклад.

 

Посмотрели мы на Саньку и подумали: «Ну, брат, плохая у тебя история. Даже слушать противно. А мы-то ещё собирались за тебя заступиться».

И только хотел я это сказать, как вдруг дрогнула и зашумела мельница, закрутилось по воде отдохнувшее колесо. Выскочила из мельничного окна обсыпанная мукой, ошалелая от испуга кошка. Спросонок промахнулась и свалилась прямо на спину задремавшему Шарику. Шарик взвизгнул и подпрыгнул. Кошка метнулась на дерево, воробьи с дерева — на крышу. Лошадь вскинула морду и дёрнула телегу. А из сарая выглянул какой-то лохматый, серый от муки дядька и, не разобравшись, погрозил длинным кнутом отскочившему от телеги Саньке:

—Но, но… смотри, не балуй, а то сейчас живо выдеру!

Засмеялась Светлана, и что-то жалко ей стало этого несчастного Саньку, которого все хотят выдрать.

—Папа,— сказала она мне.— А может быть, он вовсе не такой уж фашист? Может быть, он просто дурак? Ведь правда, Санька, что ты просто дурак?— спросила Светлана и ласково заглянула ему в лицо.

В ответ Санька только сердито фыркнул, замотал головой, засопел и хотел что-то сказать. А что тут скажешь, когда сам кругом виноват и сказать-то, по правде говоря, нечего.

3 остановка

·         Что сказала Светлана о Саньке? Как вы понимаете её слова?

·         Светлана пожалела Саньку. Как вы считаете, он достоин жалости? Что он чувствует? Раскаивается ли в своём жестоком поступке? Считаете ли вы его фашистом, как Пашка?

Но тут Пашкина собачонка перестала вдруг тявкать на кошку и, повернувшись к полю, подняла уши.

Где-то за рощей хлопнул выстрел. Другой. И пошло, и пошло!..

—Бой неподалёку!— вскрикнул Пашка.

—Бой неподалёку,— сказал и я.— Это палят из винтовок. А вот слышите? Это застрочил пулемёт.

—А кто с кем?— дрогнувшим голосом спросила Светлана.— Разве уже война?

Первым вскочил Пашка. За ним помчалась собачонка. Я подхватил на руки Светлану и тоже побежал к роще.

Не успели мы пробежать полдороги, как услышали позади крик. Мы обернулись и увидели Саньку.

Высоко подняв руки, чтобы мы его скорее заметили, он мчался к нам напрямик через канавы и кочки.

—Ишь ты, как козёл скачет!— пробормотал Пашка.— А чем этот дурак над головой размахивает?

—Это не дурак. Это он мои сандалии тащит!— радостно закричала Светлана.— Я их на брёвнах позабыла, а он нашёл и мне их несёт. Ты бы с ним помирился, Пашка!

Пашка насупился и ничего не ответил. Мы подождали Саньку, взяли у него жёлтые Светланины сандалии. И теперь уже вчетвером, с собакой, прошли через рощу на опушку.

Перед нами раскинулось холмистое, поросшее кустами поле. У ручья, позвякивая жестяным бубенчиком, щипала траву привязанная к колышку коза. А в небе плавно летал одинокий коршун. Вот и всё. И больше никого и ничего на этом поле не было.

—Так где же тут война?— нетерпеливо спросила Светлана.

—А сейчас посмотрю,— сказал Пашка и влез на пенёк.

Долго стоял он, щурясь от солнца и закрывая глаза ладонью. И кто его знает, что он там видел, но только Светлане ждать надоело, и она, путаясь в траве, пошла сама искать войну.

—Мне трава высокая, а я низкая,— приподнимаясь на цыпочках, пожаловалась Светлана.— И я совсем не вижу.

—Смотри под ноги, не задень провод,— раздался сверху громкий голос.

Мигом слетел с пенька Пашка. Неуклюже отскочил в сторону Санька. А Светлана бросилась ко мне и крепко схватила меня за руку.

Мы попятились и тут увидели, что прямо над нами, в густых ветвях одинокого дерева, притаился красноармеец.

Винтовка висела возле него на суку. В одной руке он держал телефонную трубку и, не шевелясь, глядел в блестящий чёрный бинокль куда-то на край пустынного поля.

Ещё не успели мы промолвить слова, как издалека, словно гром с перекатами и перегудами, ударил страшный орудийный залп. Вздрогнула под ногами земля. Далеко от нас поднялась над полем целая туча чёрной пыли и дыма. Как сумасшедшая, подпрыгнула и сорвалась с мочальной верёвки коза. А коршун вильнул в небе и, быстро-быстро махая крыльями, умчался прочь.

—Плохо дело фашистам!— громко сказал Пашка и посмотрел на Саньку.— Вот как бьют наши батареи.

—Плохо дело фашистам,— как эхо повторил хриплый голос.

И тут мы увидели, что под кустами стоит седой бородатый старик.

У старика были могучие плечи. В руках он держал тяжёлую суковатую дубинку. А у его ног стояла высокая лохматая собака и скалила зубы на поджавшего хвост Пашкиного Шарика.

Старик приподнял широченную соломенную шляпу, важно поклонился сначала Светлане, потом уже всем нам. Потом он положил дубинку на траву, достал кривую трубку, набил её табаком и стал раскуривать.

Он раскуривал долго, то приминая табак пальцем, то ворочая его гвоздём, как кочергой в печке.

Наконец раскурил и тогда так запыхтел и задымил, что сидевший на дереве красноармеец зачихал и кашлянул.

Тут снова загремела батарея, и мы увидели, что пустое и тихое поле разом ожило, зашумело и зашевелилось. Из-за кустарника, из-за бугров, из-за канав, из-за кочек — отовсюду с винтовками наперевес выскакивали красноармейцы.

Они бежали, прыгали, падали, поднимались снова. Они сдвигались, смыкались, их становилось всё больше и больше; наконец с громкими криками всей громадой они ринулись в штыки на вершину пологого холма, где ещё дымилось облако пыли и дыма.

Потом всё стихло. С вершины замахал флагами еле нам заметный и точно игрушечный сигналист. Резко заиграла «отбой» военная труба.

Обламывая тяжёлыми сапогами сучья, слез красноармеец-наблюдатель с дерева. Быстро погладил Светлану, сунул ей в руку три блестящих жёлудя и торопливо убежал, сматывая на катушку тонкий телефонный провод.

Военное учение закончилось.

4 остановка

·         О чём мы узнали из отрывка?

·         Случайно ли писатель поместил описание военных учений именно сюда? Какое это имеет отношение к ссоре между Пашкой и Санькой? Понимал ли Гайдар, что скоро Советский Союза вступит в войну с фашистской Германией и её союзниками?

·         Состоится ли примирение мальчиков? Почему вы так решили?

—Ну, видал?— подталкивая Саньку локтем, укоризненно сказал Пашка.— Это тебе не чижом по затылку. Тут вам быстро пособьют макушки.

—Странные я слышу разговоры,— двигаясь вперёд, сказал бородатый старик.— Видно, я шестьдесят лет прожил, а ума не нажил. Ничего мне не понятно. Тут, под горой, наш колхоз «Рассвет». Кругом это наши поля: овёс, гречиха, просо, пшеница. Это на реке наша новая мельница. А там, в роще, наша большая пасека. И над всем этим я главный сторож. Видал я жуликов, ловил и конокрадов, но чтобы на моём участке появился хоть один фашист — при советской власти этого ещё не бывало ни разу. Подойди ко мне, Санька — грозный человек. Дай я на тебя хоть посмотрю. Да постой, постой, ты только слюни подбери и нос вытри. А то мне и так на тебя взглянуть страшно.

Всё это неторопливо сказал насмешливый старик и с любопытством заглянул из-под мохнатых бровей… на вытаращившего глаза изумлённого Саньку.

—Неправда!— шмыгнув носом, завопил оскорблённый Санька.— Я не фашист, а весь советский. А девчонка Берта давно уже не сердится и вчера откусила от моего яблока больше половины. А этот Пашка всех мальчишек на меня натравливает. Сам ругается, а у меня пружину зажулил. Раз я фашист, значит, и пружина фашистская. А он из неё для своей собаки какую-то качалку сделал. Я ему говорю: «Давай, Пашка, помиримся»,— а он говорит: «Сначала отдеру, а потом помиримся».

—Надо без дранья мириться,— убеждённо сказала Светлана.— Надо сцепиться мизинцами, поплювать на землю и сказать: «Ссор, ссор никогда, а мир, мир навсегда». Ну, сцепляйтесь! А ты, главный сторож, крикни на свою страшную собаку, и пусть она нашего маленького Шарика не пугает.

—Назад, Полкан!— крикнул сторож.— Ляжь на землю и своих не трогай!

—Ах, вот это кто! Вот он, Полкан-великан, лохматый и зубатый.

Постояла Светлана, покрутилась, подошла поближе и погрозила пальцем:

—И я своя, а своих не трогай!

Поглядел Полкан: глаза у Светланы ясные, руки пахнут травой и цветами. Улыбнулся и вильнул хвостом.

Завидно тогда стало Саньке с Пашкой, подвинулись они и тоже просят:

—И мы свои, а своих не трогай!

Подозрительно потянул Полкан носом: не пахнет ли от хитрых мальчишек морковкой из колхозных огородов? Но тут, как нарочно, вздымая пыль, понёсся по тропинке шальной жеребёнок. Чихнул Полкан, так и не разобравши. Тронуть — не тронул, но хвостом не вильнул и гладить не позволил.

—Нам пора,— спохватился я.— Солнце высоко, скоро полдень. Ух, как жарко!

—До свидания!— звонко попрощалась со всеми Светлана.— Мы опять уходим далёко.

—До свидания!— дружно ответили уже помирившиеся ребятишки.— Приходите к нам опять издалёка.

·         Что мы узнаём о Берте и Саньке?

·         Как вы сейчас относитесь к Саньке? Как менялось ваше отношение к нему, пока мы читали отрывок из произведения Гайдара?

·         Санька поступил жестоко: обидевшись на шалость Берты, оскорбил её, назвал «жидовкой». А прав ли был Пашка, назвавший Саньку «фашистом» и натравливавший на него после этого других мальчишек? Как бы вы поступили на его месте, став свидетелем оскорбления Берты?

·         Давайте вернёмся к словам Светланы о Саньке, вспомните их. Теперь вы согласны с ней? Фашист он или дурак? Можно ли сказать, что шестилетняя девочка оказалась мудрее десятилетних мальчишек?

·         Верите ли вы, что эта история не прошла даром и для Пашки, и для Саньки? Чему они научились, что поняли? А что поняли вы благодаря этому отрывку?

 

Захотелось ли вам узнать, какие ещё приключения ждали Светланку и её отца, помирились ли они с Марусей? Захотелось? Тогда читайте повесть Гайдара «Голубая чашка» полностью. Сегодня мы познакомились с отрывком из произведения Аркадия Гайдара не случайно. Он родился в этот день ровно 115 лет назад. И написал он не только «Голубую чашку», но и много других интересных произведений для детей.

Вы читали какие-нибудь книги Гайдара? По этим книгам и по отрывку, с которым мы сегодня познакомились, давайте попробуем представить, что это был за человек? С каким характером?

Примечание. Здесь уместно очень коротко рассказать о писателе, привести несколько ярких фактов его биографии. Важно охарактеризовать Аркадия Петровича Гайдара как личность, человека.

Вы можете взять книги Гайдара после занятия, а сейчас давайте проживём историю про Саньку, Пашку, Берту и Светланку ещё раз…

 

Творческое задание

Учащимся 3–4 классов нарисовать иллюстрацию к прочитанному фрагменту повести Гайдара. Ребятам постарше выбрать из нескольких цитат одну, наиболее точно выражающую главную идею текста. Свой выбор необходимо обосновать (3–4 предложения).

·         Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

                                                                     Русская пословица

·         Нетерпимость – болезнь, порождённая невежеством.

                                                                                         Томас Джефферсон

·         Недоброе слово больней огня жжёт.

                                                                  Русская пословица

·         Не будет добра, коль между своими вражда.

                                                          Русская пословица

·          Рана заживает быстрей, чем оскорбление.
                                                                                Филипп Честерфилд

Если есть возможность (дополнительный урок, время на выполнение задания дома), предлагаем дать детям такое задание: написать от лица Берты письмо подруге, в котором девочка рассказывает об описанных в отрывке событиях.

   Скачать сценарий



Назад в раздел