Сценарий творческого занятия по рассказу "Счастливый карп"



Номинант конкурса

Сценарий творческого занятия по рассказу "Счастливый карп"



Небывалый случай

Литературное занятие по рассказу Саши Чёрного «Счастливый карп»

 

Цель: приближение к идейно-поэтическому содержанию рассказа Саши Чёрного «Счастливый карп».

Задачи:

  • заинтересовать личностью Саши Чёрного;

  • заинтересовать творчеством для детей Саши Чёрного;

  • вызвать эмоциональную реакцию на нелёгкую жизнь русских эмигрантов;

  • побудить к размышлению об основах счастливой семейной жизни, любви, понимании, доверии.

Методы и приёмы: чтение с остановками, приёмы творческого чтения.

Оформление: портрет Саши Чёрного; выставка книг писателя, адресованных детям; электронная презентация, иллюстрирующая рассказ о его жизни и творчестве; диктофон или видеокамера (любые устройства для записи интервью).

 Беседа перед началом чтения

Сегодня мы отмечаем юбилей писателя и поэта Саши Чёрного. Его настоящее имя – Александр Михайлович Гликберг. Он родился в 1880 году в большой еврейской семье в Одессе. О детских годах знаем не так много. Но можно предположить, что детство не было счастливым. В 15 лет Александр сбежал из дома, дважды был исключён из гимназии… Служил в таможне, потом увлёкся литературным творчеством. В 1905 году он проснулся знаменитым после публикации стихотворения «Чепуха». Позже он рассказывал своему другу, что в его большой семье было два Саши, светловолосого звали Белым, черноволосого – Чёрным. Вот он и вспомнил эту историю, когда подписывал свои первые произведения.

Но почему поэт выбрал именно такой псевдоним, как вы думаете? Саша Чёрный стал одним из ведущих авторов популярного журнала «Сатирикон», его стихи знала наизусть вся читающая Россия. Сатирическая литература, какая она обычно? Здесь можно привести отрывок из сатирического стихотворения Саши Чёрного, выбор которого будет зависеть от особенностей аудитории.

По какой причине человек может писать обличительные стихи? Всегда ли эти стихи выражают его недоброе отношение к миру и людям? Бывает, что человек очень остро чувствует несовершенство окружающей жизни. И ему очень больно от этого. Так было с Сашей Чёрным. Злой насмешник – это маска, за которой прячется страдалец.

Доказательством того, что Саша Чёрный вовсе не имел «чёрной души», было его отношение к детям. В обществе взрослых он часто молчал, уходил от разговора, скромно держался в стороне, а вот с детьми Александр Михайлович часами увлечённо играл, беседовал, становился поверенным детских секретов. И ещё он писал очень добрые и светлые книжки для детей. Какие произведения Саши Чёрного вы знаете? Многие наверняка назовут «Дневник фокса Микки». Талант Саши Чёрного как детского автора раскрылся в полной мере в эмиграции, и «Дневник фокса Микки» стал самой популярной книгой среди детей русских эмигрантов. Известный сборник стихов «Детский остров» тоже был издан уже после отъезда из России. Кто такие эмигранты? Знаете ли вы, по какой причине люди становились эмигрантами в 1920-х годах? Это люди, которые не приняли нового политического и общественного устройства России, а также люди, неугодные новой власти. У многих жизнь была очень трудной, потому что они приехали в чужую страну без денег и «связей», а кто-то – без знания языка…

Саша Чёрный не принял Октябрьский переворот, вместе с женой уехал в Прибалтику, затем в Германию, Францию. Последние годы жизни провёл на юге Франции, в Провансе, где был по-настоящему счастлив. Он скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года. Рискуя жизнью, писатель помогал соседям тушить пожар, вернулся домой — и прихватило сердце. Денег не было, поэтому не было возможности купить место на кладбище, вследствие чего могила затерялась… Осталась лишь мемориальная доска.

Сегодня вы познакомитесь с рассказом Саши Чёрного, в котором представлен эпизод из жизни семьи русских эмигрантов. Называется рассказ «Счастливый карп». Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием? Давайте почитаем. Читать будем с остановками, чтобы у нас была возможность во время пауз поделиться впечатлениями.

 Чтение до слов «А в маленькой сетке Миша нёс то, что полегче и поделикатнее: головку кудрявого салата, три яйца в бумажном мешочке и сюрприз для мамы – пучок лиловых анемонов».

  • Что мы узнаём о героях рассказа? Какие отношения в этой семье?

  • В конце отрывка появляется карп. Что же будет с ним дальше, как вы думаете?

 Чтение до слов «Стой, стой, не брыкайся! Пожалуйте, Карп Сидорович, будьте как дома… Температура самая подходящая».

  • Подтвердились ли ваши предположения о судьбе карпа?

  • Вы сомневались в том, что мама разрешит оставить карпа в живых? Почему?

  • Что будет дальше?

 Чтение до слов «И решила мама затею эту прекратить. Ведь так, чего доброго, они в ванне креветок и морских ежей разводить станут…»

  • Какое решение приняла мама? Какая судьба ждёт карпа?

 Чтение до конца рассказа

  • Оправдались ваши ожидания? Как вы думаете, раздумывала ли мама Миши о возможности приготовить карпа на обед? Почему вы так решили?

  • Почему Миша сразу согласился с предложением мамы?

  • Почему уборщица, лавочница и почтальон не поняли поступка Миши и его родителей? А кто понял? Почему именно ребёнок?

  • Какие чувства вы испытывали, когда отец Миши выпускал карпа из банки?

  • Какой это рассказ по интонации, настроению? Можно ли назвать его юмористическим?

  • Объясните смысл заглавия. Только ли карп счастлив в этом рассказе? 

Творческое задание "Интервью счастливого карпа"

Давайте продолжим игру воображения Миши и представим карпа, дающего интервью подводным журналистам. Задача детей: придумать 3–4 вопроса и дать ответ на каждый из них. Затем разыграть сценку интервью, сделать аудио- или видеозапись. Если нет возможности снять видео или сделать аудиозапись, можно предоставить организаторам акции интервью в письменном виде.

Методические рекомендации при проведении акции в онлайн-режиме

 Состав аудитории онлайн-мероприятий более неоднородный и порой очень непредсказуемый. При создании анонса, рекламных сообщений стоит это учитывать. Можно позиционировать акцию как семейную. Ведь в рассказе Саши Чёрного представлен позитивный образ семьи.

Для видеозанятия необходимо существенно сократить вступительную часть. Несколько интересных фактов из биографии Саши Чёрного, краткий исторический комментарий о русских эмигрантах начала 20 века (он необходим для понимания содержания рассказа). Можно оставить лишь комментарий, а рассказ о писателе разместить отдельно (отдельный пост, статья на сайте) в любом формате (текст, видеорассказ, презентация). Дополнительно можно сделать видеообзор книг Саши Чёрного для детей или виртуальную выставку.

В ходе чтения можно делать остановки там, где рекомендует наш сценарий. Можно также задавать вопросы – для придания динамики чтению, для пробуждения у слушателей интереса к развитию сюжета. После чтения ведущий может поделиться своими эмоциями и размышлениями, обращаясь к слушателям.

Если позволяют технические возможности, можно при монтировании видео добавить музыкальную тему, изобразительный ряд и т.д.

Творческое задание – ответ на вопрос «Как вы понимаете смысл заглавия рассказа?» или небольшой отзыв о произведении. Просим к отчёту приложить наиболее удачные ответы детей (или семейные работы).

   Скачать



Назад в раздел